Чем покрасить ржавый металл: основные характеристики грунтовок и красок, методы выполнения работы

Разрушение металлов под действием влаги имеет своё название – коррозия. Этот процесс сопровождается появлением на металлической поверхности ржавчины, от которой избавиться можно лишь путём удаления испорченного участка. Для продления срока эксплуатации металлических изделий их покрывали защитными составами, чаще красками. С недавнего времени на рынке строительных материалов появилась краска по ржавчине. Разберёмся, чем она отличается от других видов лакокрасочной продукции, каковы её разновидности и характеристики, как правильно наносить этот состав.

image
Чем красить ржавый металл
Источник kliningovyj-raj.ru

Краска для железа сочетает в себе сразу три главных свойства:

  • преобразователь ржавчины, он же ингибитор;
  • грунтовка;
  • само красочное покрытие.

Но надо отметить тот факт, что название «антикоррозионная краска» – это несколько групп материалов, которые отличаются друг от друга ингредиентами. Рассмотрим эти группы по отдельности.

Своё название она получила потому, что после нанесения на металлическую поверхность она образует на ней прочную плёнку. Последняя надёжно защищает металл и от влажности, и от кислорода. В основе этих красок лежит сурик. Как дополнение – материал обладает прекрасными термостойкими характеристиками. То есть её спокойно можно применять для окрашивания металлических конструкций, расположенных на улице и даже в воде.

Добавим, что изолирующие краски быстро сохнут, в пределах 2-3 часов.

Основное их назначение – замедлить процесс коррозии металлов, потому что в их состав входят антикоррозионные вещества.

image
Покрытие ржавых участков на металлических воротах
Источник gidpokraske.ru

Своё название этот вид краски получил за счёт ортофосфорной кислоты, которая входит в её состав. Именно кислота входит в химическую реакцию с ржавчиной, она же окись железа, образуя совершенно новое химическое соединение под названием фосфат железа. Последний при контакте с водой не образует ржавчины. Получается так, что своё название эта разновидность краски получила лишь потому, что в процессе её нанесения преобразовывается одно химическое соединение в другое.

Но самое главное, что преобразователи не только решают проблему ржавых участков, но и помогают хотя бы частично восстановить повреждение в виде коррозии.

Этот вид краски является двухкомпонентным. В её состав входит ортофосфорная кислота и пассивирующие вещества. Вот её преимущества:

  • высокие адгезионные характеристики;
  • хорошая укрывистость, отсюда небольшой расход из расчёта окрашиваемой площади;
  • возможность окрашивать оцинкованные поверхности, которые другими красками против ржавчины обработать просто невозможно.
Краска для ржавчины по оцинковке
Источник corrosio.ru

Эта краска по железу для наружных работ по ржавчине в своём составе имеет металлические частицы. После её нанесения и высыхания на ржавой поверхности образуется прочная металлизированная плёнка, через которую не просочиться вода. Такой лакокрасочный материал рекомендуется использовать для покраски металлических изделий, установленных и эксплуатируемых в условиях повышенной влажности.

Добавим, что эта краска быстро сохнет, плюс её расход самый минимальный из вех предложенных видов. Кстати, именно её рекомендуют для покраски катеров и лодок, когда их ставят на ремонт.

Производители считают её уникальной. Во-первых, этот материал можно использовать как простую краску. Во-вторых, на коррозионных поверхностях она работает, как грунтовка. Отсюда и большой расход, потому что грунт глубоко проникает в ржавый участок, полностью заполняя его собой.

Что касается дополнительных достоинств, то это высокая адгезия и небольшое время высыхания. Все в купе сделало ингибирующую разновидность самой востребованной, если стоит определение лучшей краски по ржавчине.

Краска антикоррозионная ингибирующая
Источник krasko.ru

Итак, шесть групп антикоррозионной краски. Сразу надо оговориться, что возлагать на эти материалы большие надежды не стоит. То есть использовать их можно, если:

  • участок ржавчины небольших размеров;
  • сама ржавчина прочно скреплена с металлической основой, на которой она находится.

Если оба эти условия не присутствуют, то лучше отдать предпочтение другому варианту восстановления ржавых участков.

Для восстановления таких ворот краска не поможет
Источник get.wallhere.com

Все краски для покрытия ржавчин производятся на основе основных ингредиентов лакокрасочной продукции. Поэтому предлагаем ещё одну классификацию:

  1. Эпоксидная. Это состав двухкомпонентный. То есть для приготовления придётся смешать два разных материала. Такая краска очень токсична, поэтому внутри помещений её не применяют. Но у этого материала есть большой плюс – им можно покрывать металлические изделия, которые в процессе эксплуатации нагреваются.
  2. Акриловая краска по металлу. Этот материал выделяется среди всех предлагаемых своим длительным сроком эксплуатации. К тому же акриловый состав не боится перепадов температур, поэтому им часто окрашивают радиаторы отопления.
  3. Алкидная. Отличный вариант для оцинкованных поверхностей. Но эта разновидность склонна к возгоранию.
  4. Молотковая. Своё название этот материал получил лишь потому, что после нанесения на поверхности металла образуется шероховатая плёнка. Такое ощущение, что по металлической поверхности били маленьким молотком. Но у этого состава есть один большой плюс – он прекрасно срывает под собой все недостатки.
Краска по ржавчине молотковая
Источник gidpokraske.ru

На что необходимо обратить внимание:

  • Степень повреждения металла коррозией. Здесь надо учитывать размеры ржавого участка, насколько коррозия проникла в тело металлического изделия.
  • Вид защитного слоя. То есть, какая плёнка образуется после нанесения краски: толстая, тонкая, прочная и прочее.
  • Скорость или время высыхания. К примеру, металлические конструкции, которые располагаются частично в воде, или эксплуатируются в условиях повышенной влажности, надо применять быстросохнущие разновидности красок.
  • Соответственно выбор производится также на основе эксплуатационных условий.
Краска по ржавчине быстросохнущая
Источник atann.ru
  • Отметим, что все краски, используемые для покрытия ржавых участков, являются токсичными. И чем меньше этот показатель, тем лучше. Особенно, если лакокрасочный материал используется внутри помещений. Поэтому при использовании таких красок надо пользоваться респираторами и защитными перчатками.
  • Экономичность тоже надо учитывать. На упаковке производитель обязательно указывает, сколько материала потребуется, чтобы закрасить 1 м² поверхности. Чем меньше этот показатель, тем меньше краски уйдёт на покраску ржавого участка.
  • Что касается декоративного наполнения, то здесь не стоит рассчитывать на широкий выбор. Поэтому обращайте внимание на то, краска матовая или глянцевая.
Цветочная гамма красок по ржавчине
Источник vipkraska.ru

Читайте также:

Чтобы краска дала максимальный эффект после нанесения, ржавую поверхность металла надо подготовить.

  1. Производят зачистку дефектной поверхности, для чего можно воспользоваться металлической щёткой, шлифмашинкой или болгаркой, предварительно установив на неё шлифовальную насадку. Мастера советуют очищать и часть чистого металла, незатронутого коррозией, который прилегает к ржавчине.
  2. Проводят промывку обычной водой, чтобы удалить грязь. Лучше, если в воду добавить моющее средство.
  3. Обезжиривание. Для этого используют бензин, керосин, уайт-спирит или любой быстросохнущий растворитель. Обезжириватель надо применить в обязательном порядке. Если этого не сделать, то сложно будет обеспечить сцепляемость краски с металлом. Во всяком случае, качество будет невысоким.

После высыхания обезжиривателя, переходят непосредственно к покраске. Для этого можно использовать любой красящий инструмент: кисти, валики, краскопульты. Главная задача производителя работ – нанести красящий состав в два слоя. Второй наносится, когда полностью высохнет первый.

Теперь рассмотрим, какая лучше краска по металлу и ржавчине для наружных работ.

На первое место можно поставить краску от компании HAMMERIT. Это универсальный состав 3 в 1. То есть она выполняет функции краски, грунтовки и ингибитора. Им можно красить металлические поверхности и чистые, и когда-то покрытые краской. Это самая износостойкая краска по ржавчине для наружных работ. Хотя производитель рекомендует её использовать и внутри помещений. И это большой плюс.

Итак, плюсы этого материала:

  • универсальность;
  • простота нанесения;
  • хорошая укрывистость;
  • долгосрочный срок защиты;
  • прекрасные внешние данные.

Минус один – высокая цена.

Итак, продукт от HAMMERIT можно назвать лучшей краской по ржавчине для наружных работ по металлу.

Краска по ржавчине HAMMERIT
Источник m-delivery.ru

Второе место у Dufa Retail Metall. Производитель изготавливал этот лакокрасочный материал для защиты больших металлических конструкций. Отсюда и высокие требования к самой краске. Но жизнь перевернула ситуацию так, что ею стали пользоваться и в быту. К тому же надо отметить, что эта разновидность является обладателем оптимального соотношения цены и качества.

Сегодня производитель предлагает 9 оттенков в полуматовом оформлении. К достоинствам можно ещё добавить время высыхания – 2 часа, что очень даже неплохо. Высокие адгезионные качества, а также высокая устойчивость к механическим воздействиям и солнечным лучам. Но самый большой плюс – это возможность наносить краску на неподготовленную поверхность, обеспечивая высокое качество конечного результата.

Третье место у ALPINA. Вот её преимущества:

  • это трёхкомпонентный материал: ингибитор, грунтовка и антисептик;
  • отсутствие запаха, что очень важно, когда работы проводятся внутри помещений;
  • экономичность в нанесении;
  • большой срок эксплуатации;
  • наносить можно прямо по ржавчине;
  • относительно широкий цветовой выбор.

Что касается недостатков, то это все та же высокая цена, не всегда можно в магазине найти требуемую расцветку.

ALPINA – одна из лучших красок по ржавчине
Источник mirkrasok.ru

Четвёртое место отдаём «Belinka». Начнём с плюсов:

  • высокое качество покрытия;
  • наносится прямо на ржавчину;
  • высокая укрывистость;
  • высыхание в течение 2 часов;
  • краска не боится солнца и влаги;
  • получается всегда глянцевая поверхность.

И два недостатка: неприятный запах, большой расход материала.

И пятое место заняла краска от компании Euroclass. Кстати, она является молотковой. Самое большое достоинство этого материала – низкая цена. К плюсам добавить можно возможность применения при низких температурах – до -10С. Процесс подготовки металлической поверхности занимает минимум времени. Эту краску часто применяют для покраски оборудования, расположенного на заводах и в цехах. Поэтому она не боится соприкосновения ни с влагой, ни с маслами. Ей также не страшны солнечные лучи и резкие перепады температуры.

Что касается минусов, то их здесь тоже два:

  • плохая укрывистость;
  • подтеки, когда краску наносят на вертикальную поверхность.

Читайте также:

Краски, используемые для покрытия ржавых участков, относится к антикоррозийным. Ими покрывают ржавые участки металлических изделий и конструкций.

Краски по ржавчине делятся на несколько разновидностей – изолирующие, пассивирующие, преобразователи, фосфатирующие, протекторы и ингибиторы.

Отдельно их разделяют по основе – эпоксидные, акриловые, алкидные и молотковые.

Выбирая нужную краску, надо обращать внимание на степень повреждения обрабатываемого металла, требуемый вид защитного слоя и скорость его высыхания, экономичность и нельзя забывать о токсичности составов.

В рейтинг лучших торговых марок входят Hammerit, Dufa Retail Metall, Alpina и Euroclass.

Процесс окрашивания в целом не отличается от использования обычных красок. Для некоторых требуется предварительная подготовка, в которую входит шлифовка поверхности металла, её очистка и обезжиривание, а другие рассчитаны на нанесение без подготовки поверхности.

Источник ссылка

К сожалению, нередко случается так, что коррозия проедает металл насквозь. В этом случае выходом из положения может стать так называемый преобразователь ржавчины, выпускаемый, как правило, в виде аэрозоля. Препарат превращает окислы в темно-коричневое вещество, довольно прочное и химически нейтральное. Преобразователи ржавчины хороши еще и тем, что затекают в углубления и щели, которые невозможно зачистить при помощи скребка или наждачной бумаги.

И все же преобразователь — не панацея. С очень толстым слоем окислов он, скорее всего, не справится. Кроме того, препарат лишь уплотняет ржавчину, и пораженная коррозией поверхность остается шероховатой и бугристой. Это будет заметно даже после окрашивания.

Преобразователи ржавчины разумно использовать в тех случаях, когда коррозией поражен относительно небольшой участок металлической поверхности

Кроме того, производители предлагают нам довольно широкий выбор красок и эмалей В«три в одномВ», которые нейтрализуют ржавчину и упрочняют пораженный участок. Если процесс коррозии еще не зашел далеко, это вполне может стать выходом из положения.

Краски и эмали по ржавому металлу

У всех растворителей, преобразователей, красок и грунтовок, предназначенных для борьбы с коррозией, есть существенный недостаток — они довольно дороги. Не каждый будет держать их в подсобке просто на всякий случай. Но что делать, если нужно срочно очистить от ржавчины металлический предмет, а под рукой нет специального средства? Ответ очевиден — воспользоваться народными средствами. Их на удивление много, так что мы ограничимся перечислением наиболее эффективных и безопасных.

Например, неплохо справляется с ржавчиной белый уксус. Металлическое изделие нужно просто положить в емкость с жидкостью на несколько часов, а после соскрести размягченный слой окислов и промыть поверхность водой. Если предмет слишком большой и не поместится ни в ведро, ни в таз, можно протереть его смоченной в уксусе тряпкой.

Еще один вариант — лайм (лимон) с солью. На поврежденную поверхность насыпают горку соли, выдавливают на нее цитрусовый сок, и оставляют на несколько часов. Размягченную ржавчину можно стереть кусочком цедры.

Для очистки проржавевших инструментов часто используют дизельное топливо, погружая их в ванну с жидкостью приблизительно на сутки

Неожиданный дуэт — картофель и хозяйственное мыло. Нужно разрезать клубень пополам, посыпать срез измельченным на терке мылом и положить на ржавое пятно. Через несколько часов его можно будет отчистить.

Довольно хорошо показала себя пищевая сода, разведенная водой до состояния пасты. Можно также сделать ванну из растворенной в воде порошковой лимонной соды. Коррозирующий предмет погружают в нее на 10-12 часов (не стоит удивляться тому, что поначалу жидкость будет пузыриться) а утром споласкивают и вытирают насухо.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен, чтобы ничего не пропустить!

металл удаление ржавчины преобразователь ржавчины удалитель ржавчины краска по металлу Подпишитесь и узнавайте о самых интересных материалах на ZAGGO.RU Нажимая кнопку подписаться, Вы даете согласие на обработку персональных данных

Производители выпускают разные виды красок для металла по ржавчине, с антикоррозионными свойствами. Они нужны для автомобилей, трубопроводов. Белая эмаль защищает радиаторы системы отопления. Составы наносятся на ржавую поверхность, хорошо сцепляются с поврехностью, образуют плотную водонепроницаемую пленку.

Ржавление металла — в чем проблема для окрашивания

Железо окисляясь, превращается в рыхлый коричневый оксид, склонный к осыпанию, расслоению. Прочность металла ухудшается, образуются свищи. Происходит разгерметизация трубопроводов, емкостей. Разрушение железосодержащих сплавов происходит под воздействием влаги, присутствующей в атмосфере. По подсчетам экспертов, потери от коррозии достигают 12%. Скорость давления усиливается при повышении концентрации выхлопных газов, сернистых и азотных соединений.

Железо – активный восстановитель, проявляет разную валентность. Существует несколько видов оксидов, у ржавчины переменный химический состав. Наиболее уязвимы труднодоступные места, визуально степень разрушения стали определить сложно. При окрашивании обычными красками по металлу влага, содержащаяся в разрыхленном слое, скапливается под покрытием, скорость коррозии увеличивается. В специальных ЛКМ содержатся вещества, приостанавливающие процесс образования ржавчины.

В специальных ЛКМ содержатся вещества, приостанавливающие процесс образования ржавчины.

Подготовка ржавой поверхности под окраску

Для подготовки металла к антикоррозионному покрытию разработаны химические методы – травление, обезжиривание. При механической очистке с металла снимаются верхние частицы, обнажается металлический слой серого цвета. Чистят поверхность пескоструйным оборудованием или вручную, используя металлические щетки, абразивные диски, наждачную бумагу.

При химическом и механическом методах металл истончается. Прочность деталей, сосудов, труб значительно снижается.

Под окраску составами с ингибиторами, блокирующими окисление железа, способ подготовки поверхности зависит от состояния стальных конструкций:

  1. Если рыжих пятен немного, они поверхностные, достаточно металл обеспечить, обезжирить растворителем.
  2. Когда разрушения глубокие, фрагментарно производят абразивную зачистку ручным шабером. Зачищать плотную ржавчину до металлического блеска не обязательно.

После очистки металл протирают – удаляют пылевидные частички, просушивают. Желательно подготовить открытые конструкции в солнечную погоду.

После очистки металл протирают – удаляют пылевидные частички, просушивают.

Нанесение грунта

Грунтовку подбирают сопоставимую с краской по ржавчине для наружных работ по металлу или внутренней окраски. Есть смеси, для которых грунтовка не нужна. Слой грунтовочного слоя должен быть небольшим, до 25–30 микрон. Грунтовке до нанесения краски дают просохнуть, Обычно грунтуют металл за 2–3 дня до окрашивания.

Слой грунтовочного слоя должен быть небольшим, до 25–30 микрон.

Выбор и нанесение краски

Чтобы выбрать правильную эмульсию, необходимо иметь представление о компонентном составе красок, особенностях ЛКМ. Учитывают температуру, при которой планируется проведение малярных работ, условия дальнейшей эксплуатации покрытия. Виды покрытий:

  • Особенность красок 3 в 1 для наружных работ по металлу – сокращенный срок восстановления целостности поврежденного металла. Накладывается краска без предварительной грунтовки;
  • Эпоксидная слишком токсичная, подходит для промышленного применения;
  • Масляная производится только для внутренних работ, степень защиты от окисления низкая;
  • Акриловая наносится на системы отопления, выносит нагрев до высокой температуры;
  • Молотковыми называются составы, создающие эффект шершавости с металлическим блеском;
  • Автомобильные активны против антигололедных солевых компонентов.

Покраска осуществляется при рекомендованной производителем температуре. Между слоями рекомендуют делать трехдневные интервалы.

Тщательно прокрашиваются углы, повороты, труднодоступные места, где скапливается конденсат.

Между слоями рекомендуют делать трехдневные интервалы.

При каких условиях можно окрасить металлы без зачистки

Антикоррозийные составы разрешено наносить на поверхность без предварительной зачистки в местах, к которым нет прямого доступа с абразивными инструментами. Прочность металла предварительно проверяют методом неразрушающего контроля. Если использован толстостенный металл, предварительно проводят ингибиторную обработку металла, а затем наносят слой красок.

В других случаях ржавчину необходимо снимать по нескольким причинам:

  • В неплотном слое скапливаются пары влаги, вредных газов, под слоем краски разрушение продолжится;
  • Если условия эксплуатации экстремальные, любой дефект может привести к разгерметизации защитного покрытия, внутрь будет попадать влага;
  • Компонентный состав покрытий по ржавчине разный, эффективность защиты сложно определить точно, возможно, концентрация присадок недостаточная, процесс коррозии продолжится.

В неплотном слое скапливаются пары влаги, вредных газов, под слоем краски разрушение продолжится.

Краски для покрытия поверхностей с окалиной и плотной ржавчиной 3 в 1

Трехкомпонентные красящие смеси отличаются содержанием веществ, блокирующим распространение ржавчины. На молекулярном уровне в верхнем слое металла образуется слой солей, которые не подвержены разрушению под воздействием внешних факторов. Чаще в этой роли выступают фосфаты. Хороший результат дает эмаль по ржавчине, например, «Ржавоед универсал». Быстросохнущая грунт-эмаль «Нержамет» называют краской зеленой по металлу. Не имеет запаха, создает матовый слой. Акриловые краски для ржавчины в отличие от антикоррозионного оранжевого сурика не содержат свинец. При небольшом расходе покрытия металл перестает ржавеет благодаря фосфатным соединениям. Эпоксидная краска отлично маскирует изъяны поверхности. Отвердители формируют гладкий слой.

Краска черная по металлу брендов «Husky-klondike», «Нержалюкс» RAL различается по компонентному составу, но обе содержат преобразователь ржавчины.

Хороший результат дает эмаль по ржавчине.

Отдельно можно выделить аэрозольные баллончики с порошковыми многокомпонентными составами, антикоррозионными добавками. Их используют автомобилисты для реставрационных работ, защиты крыльев, порогов от ржавчины. В процессе полимеризации компонентов формируется красочная пленка.

Баллончики используют автомобилисты для реставрационных работ, защиты крыльев, порогов от ржавчины.

Быстросохнущие водно-дисперсионные ЛКМ для окраски ржавых металлоконструкций

Благодаря акрилу, затвердевающему в течение нескольких часов, ЛКМ на водной основе стали особенно популярны. Лидером по выпуску цветных водных смесей считается фирма Хаммерайт. В ассортименте есть краски серые по металлу для наружных и внутренних работ, имитирующие естественный оттенок стали. Синие, красные необходимы как сигнальные – красными обычно покрывают трубы с горячей водой, синими – с холодной. Если поверхность темная, предварительно рекомендуется грунтование. Самый популярный вид краски по ржавчине ценится за долговечность. Акрил со временем затвердевает, но не теряет эластичности, не склонен к растрескиванию. Белые краски можно колеровать, подобрать нужный оттенок.

Самый популярный вид краски по ржавчине ценится за долговечность.

ЛКМ на водной основе содержат антикоррозионные компоненты, так называемые присадки, блокирующие окисление металла. Акриловая водно-дисперсионная краска с преобразователем ржавчины не имеет резкого запаха, может использоваться по старой краске. Универсальность обеспечивается за счет хорошей проникающей способности, вода отлично пропитывает поры литейных рыхлых сплавов, старого покрытия. Техника применения акриловых составов несложная, краска легко стирается с рук, одежды, пока не затвердела под воздействием воздуха. Хорошо разводится до нужной консистенции, для нанесения водной эмульсии удобно использовать краскопульт.

ЛКМ с акрилом выпускают с эффектом матовости, глянца. Краска для наружных работ наносится на поверхности в разных условиях, при температуре воздуха от -20 до +80°С. Красками можно декорировать цветные металлы, используя промежуточную грунтовку.

Нельзя наносить акриловые составы на битумные кровельные материалы, покрывать краской металл после антикоррозионной обработки полимерными составами.

Хорошо разводится до нужной консистенции, для нанесения водной эмульсии удобно использовать краскопульт.

Двухкомпонентные эпоксидные грунт-эмали по ржавчине

Грунты-эмали по ржавчине содержат фосфат цинка, препятствующий разрушению углеродистых сплавов. Отличие эпоксидных двухкомпонентных смесей в способности сохранять эластичность, влагостойкость в широком температурном диапазоне от -40°С до +120°С. Износостойкое покрытие можно наносить толстым слоем, до 120 микрон. Смола не разрушается при контакте с техническим маслом, топливными смесями, бытовой химией. Пленка формируется ударопрочная, глянцевая.

Краска-грунтовка представляет собой смесь наполнителя, двухкомпонентных пленкообразователей, пигментов, ингибиторов коррозии и стабилизаторов. Производится на основе органических растворителей, создана для наружных работ. Применяется для защиты нефтепроводов, труб, используемых для технологических целей, промышленных стоков. Суспензия по ржавчине незаменима при создании водного и наземного транспорта, резервуаров для хранения сыпучих материалов. Краску нередко применяют на мостовых конструкциях, для опорных каркасов, покрывают универсальным составом наземные части гидротехнических сооружений.

Двухкомпонентная суспензия используется в качестве самостоятельного покрытия и как один из слоев комплексной защиты от коррозии, совместима с цинконаполненными грунтовками, увеличивающими эксплуатационный срок металлоконструкций. Регламентированный срок эксплуатации двухкомпонентных красок по ржавчине до 16 лет. Эпоксидка выдерживает непродолжительный нагрев до + 150°С.

На строительном рынке много фальсифицированной краски-грунтовки по ржавчине. Производители на этикетке размещают защитные элементы, при покупке стоит обратить на них внимание.

Двухкомпонентная суспензия используется в качестве самостоятельного покрытия и как один из слоев комплексной защиты от коррозии.

При проведении ремонтных работ часто возникает необходимость покраски металлоконструкций со следами ржавчины. Созданы ЛКМ, которые хорошо покрывают основу с ржавыми пятнами. Поверхность не требует тщательной обработки. Для подготовки, достаточно убрать сухие частицы. Есть составы для внутренних и наружных работ. Краски отлично покрывают основу, создают долговечные покрытия. Производители предлагают широкий спектр расцветок.

Видео: Как отреставрировать деталь, которая подверглась ржавчине

На этот раз мы расскажем об эффекте ржавчины на масштабных моделях. Предлагаем познакомиться с техникой имитации ржавчины с использованием пигментов и немного масляных красок.

В реальных условиях ржавчина появляется в результате реакции металлических элементов машины (к примеру) с кислородом. Эта реакция усиливается при воздействии воды (особенно солёной) или при высокой влажности. Следует иметь в виду, что машина, брошенная на побережье, подвергнется коррозии иначе, чем машина, воюющая в пустыне. Применение этой погодной техники всегда должно соответствовать условиям той окружающей среды, где подразумевается присутствие этой машины.

Мы постараемся вкратце сымитировать четыре типа ржавчины. В наших примерах нанесение коррозии будет очень быстрым и лёгким, поэтому получившиеся результаты превзойти несложно. Но цель урока – познакомиться с некоторыми простыми техниками, которые дают хорошую ржавчину при минимальных усилиях.

Умеренная ржавчина поверх окрашенной поверхности. На краске появятся небольшие ржавые отметины. Такое происходит, когда в царапину попадает вода, в результате чего начинает проявляться ржавчина.

Серьёзная ржавчина поверх окрашенной поверхности. Отметины ржавчины беспрепятственно развивались в течение некоторого времени, в результате на поверхности краски появилось нечто вроде углублений и воронок. Такой тип коррозии характерен для машин, оставленных без присмотра при очень влажных условиях (или для техники, принадлежащей армии без порядка, разумеется…).

Проржавевший металл.Оголённая металлическая поверхность с серьёзным налётом ржавчины.

Крайне ржавая поверхность. Такое случается только в том случае, если машина годами ржавела под открытым небом при очень высокой влажности (скажем, на болоте или побережье).

Хватит теории на данный момент! Давайте поработаем.

Мне под руку подвернулась каучуковая заготовка, которая отлично подходит нашим целям:

image

Я наскоро загрунтовал поверхность при помощи серых красок от фирмы Vallejo и разделил её на четыре области. Так как мы занимаемся по-настоящему быстрой окраской, то обойдёмся без аэрографа. Чтобы краска высохла побыстрее, я использую фен.

image

Для эффектов 2 и 4 понадобится кое-какая текстурная основа, поэтому я подготовил немного разжиженного клея ПВА.

image

Нанесём его поверх области № 4.

image

А затем посыплем над этой поверхностью немного бикарбоната, счистив его излишки.

image

Также я наношу клей PVA в области № 2, там, где нам понадобятся “кратеры” ржавчины, пронизывающие краску. В эти углубления я засыпаю больше бикарбоната.

image

Теперь переходим к покраске. Начнём с коррозийных воронок в области № 2, покроем целиком области №3 и № 4. В этих случаях пригодится краска тёмной ржавчины. В нашем примере я использую продукт Vallejo Panzer Aces302 “Тёмная ржавчина” (Dark Rust). Как только она высохнет, грунтовка будет готова.

image

Теперь я защищаю очаги ржавчины при помощи влажной маски. Я использовал для этого Vallejo Liquid Mask, но можно применить Maskol или любой подобный продукт.

image

Лучше наносить маску зубочисткой, потому что этот продукт буквально прилипает к кисточкам, что превращает их в бесполезные. Также я накладываю повсюду по нескольку капель увлажняющей маски для дальнейшей имитации эрозии.

Теперь применим покрытия красок. Я смешал акриловую краску и глянцевый лак в пропорции 50 на 50. Для нашего примера я использовал прозрачную краску Tamiya X22, а также жёлто-коричневую XF55.

Зачем нужен глянцевый лак? Он лучше схватывает краску после того, как она высохнет, а попутно ещё и придаёт поверхности глянец, что идеально подходит для дальнейшей имитации атмосферных эффектов. Единственный недостаток в том, что краска покроет меньшую площадь, но, так как обычно мы используем для её нанесения аэрограф, это не столь уж важно. Также нам потребуется более плотный верхний слой для покрытия воронок на области №2.

Так как в приведённом примере мы не пользуемся аэрографом, то я нанёс тонкий слой краски, высушив его феном. При этом проявился неожиданный и интересный эффект: когда смесь краски и лака высыхала в форсированном темпе, то она расширила некоторые царапины (обнажив грунтовку и текстуру). Этот эффект отлично подходит нашим целям! Хотя следует быть с этим очень осторожным при работе с пластиковой моделью – пластик можно буквально расплавить!

Теперь аккуратно удалим слой влажной маски при помощи режущего инструмента и пинцета. Не переживайте, если по краям останутся части влажной маски – именно такого эффекта мы и добиваемся.

Результат перед вами.

Приступим к работе над оголённым металлом в области № 3. Для этого над грунтовкой следует наточить грифель карандаша и отполировать графит пальцем. Также можно добавить немного серебрянки, но в этом нет серьёзной необходимости.

Применим смывку, смешав её из скипидара без запаха (Talens 089) и немного “тёмной ржавчины” P230. Вместо скипидара можно замешать спирт, но, так как я не предполагаю дать смеси высохнуть в течение ночи, то использую всё, что может сэкономить нам хотя бы пару секунд. Поэтому в нашем примере лучше ограничиться использованием скипидара.

Я наношу смывку на проржавевшие поверхности, разбавив её ещё больше для получения неровного глазурного покрытия вокруг окрашенных зон.

Дадим поверхности высохнуть и повторим процедуру, используя “обыкновенную ржавчину” P025, снова просушим поверхность. Затем нанесём “лёгкую ржавчину”P024. С каждым шагом я разбавлял смывку чуть больше. На фотографии виден результат после этого этапа и окончательной просушки.

Теперь возьмём немного тёмно-коричневой масляной краски (Dark Umber). Я применяю в работе масляные краски производства компании Van Gogh, но можно использовать любую другую марку. Не следует заменять масляную краску на акрил или гуашь. Смеси на водяной основе не слишком хорошо взаимодействуют с уайт-спиритом, который мы собираемся использовать. Также вода не даёт нужное поверхностное натяжение для создания интересующих нас эффектов (как только мы применили смывку на скипидарной основе, обратного пути нет!).

Я нанёс тёмно-коричневую умбру на окрашенные поверхности.

В теории, для распыления скипидара над масляной поверхностью следует использовать аэрограф на низких значениях psi. Проржавевшие точки получатся менее яркими и более естественными. Но и в этот раз я не собираюсь пользоваться распылителем, а просто разбрызгиваю немного скипидара поверх окрашенных зон при помощи пипетки, а затем очень аккуратно размешиваю капли при помощи точечной кисточки.

Перед вами – результат работы после того, как краска высохла. Не хватает теней и разнообразия – повсюду лишь эффект ржавчины. Лёгкая ржавчина получилась слегка излишней, поэтому стоило бы немного затемнить её при помощи тёмной смывки. Наконец, если бы пятна ржавчины находились на вертикальной поверхности, я бы добавил к ним подтёки вместо того, чтобы позволить пятнам сосредоточиться в одной точке.

Область открытого металла. Ничего добавить не могу, хотя в приведённом примере она выглядит скучновато. Сюда я бы добавил немного пыли и больше оттенков коррозии.

Крайне сильно проржавевшая поверхность – её смоделировать легче всего. Получилось немного однотонно… Наверное, нужно добавить немного светлой смывки, тогда добавятся и другие цвета.

Последнее по порядку, но не последнее по значению… Моя любимая техника. Можно было бы ещё немного затемнить ржавчину, добавить теней и пыли, но если увеличить изображение, то можно заметить: данная техника даёт очень реалистичный текстурный эффект сколотой краски. Здесь не хватает более естественного размещения ржавых вмятин. Немного больше работы, и вид, несомненно, стал бы гораздо более реалистичным.

bigscale.ru

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий