Флуоресцентные краски: свойства, применение, приготовление своими руками

RMNT.RU В /В  Статьи и обзоры В /В  Ремонт и отделка В /В  Отделочные материалы В /В  Лакокрасочные материалы и строительная химия

Светящаяся краска вВ темноте смотрится просто невероятно, давая огромный простор фантазии при её использовании. Рассмотрим вВ этой статье принцип действия такой краски, её характеристики иВ дадим советы по выбору. Озвучим технологию изготовления светящейся краски вВ домашних условиях.

  • Состав иВ принцип действия светящейся краски
  • Область применения светоотражающих красок
  • Разновидности светящихся красок иВ особенности их применения
    • Типу действующего вещества (люминесцентного пигмента)
    • Степень прозрачности
  • Сравнительная характеристика светящихся красок разных производителей
  • Как сделать светящуюся краску своими руками
  • Советы по нанесению люминесцентных красок

image

Состав иВ принцип действия светящейся краски

Люминесценция — способность материалов светиться сВ наступлением темноты или при отключении искусственного источника света. Этот эффект можно придать любому предмету, обработав его специальной светящейся краской, которую ещё называют люминофорной, люминесцентной, флуоресцентной или самосветящейся.

image

Эмаль вВ течение дня накапливает энергию света, аВ потом непрерывно отдаёт её вВ темноте. Длительность В«работыВ» такой краски без посторонней подсветки около 8–12В часов. Процесс накопительного свечения — беспрерывный цикл, иВ его можно использовать на протяжении нескольких лет.

Свечение краски происходит за счёт наличия специального компонента — люминофора (люминесцентный пигмент). Светящийся порошок хорошо приспосабливается кВ окружающей среде, морозо- иВ теплоустойчив, имеет стабильные химические, физические свойства иВ длительный срок эксплуатации — более 30В лет. Применяется как для наружных, так иВ для внутренних работ.

Люминофор комбинируется сВ прозрачным носителем, обычно — это лак на акриловой, алкидной или полиуретановой основе. Стандартная пропорция компонентов 1:3. Тип лака не влияет на яркость свечения, но этот критерий во многом определяет сферу применения краски иВ долговечность покрытия.

Область применения светоотражающих красок

Светящиеся краски имеют широкую сферу применения.

1. Материал востребован при создании светящегося эффекта вВ интерьере, для декоративной отделки потолков, стен, нанесения художественной росписи, вВ оформлении интерьеров кафе иВ ночных клубов.

2. Оригинальное оформление мебели, картин, предметов интерьера.

3. Для боди-арта иВ создания светящегося грима иВ маникюра.

4. Украшение искусственных или живых цветочных композиций.

5. Окрашивание текстиля: рекламная одежда, сценические костюмы, рюкзаки иВ сумки (такая краска может выдержать до 50В стирок).

6. Для деревянных ограждений, беседок иВ оконных рам.

7. Применение вВ шёлкотрафаретной печати — рекламные наклейки, постеры, блокноты иВ т.В д.

8. Вело- иВ автотюнинг: светящиеся диски, колпаки, суппорта, велосипедные спицы иВ рамы, защитных шлемы, эффектные рисунки на кузове авто.

9. Создание предупреждающих знаков иВ спецодежды.

Разновидности светящихся красок иВ особенности их применения

Светящиеся краски можно условно классифицировать по основным параметрам.

Типу действующего вещества (люминесцентного пигмента)

Флуоресцентная краска, светящаяся вВ лучах ультрафиолета: такая краска не будет светиться сама по себе, флуоресцентный эффект исчезает после выключения УФ-лампы. Краска такого типа очень часто используется при оформлении экстерьеров, клубных залов иВ тюнинге автомобилей.

В качестве основы чаще всего используют акриловый лак, что делает покрытие безопасным для здоровья. Пигмент может иметь разную расцветку, наиболее эффектно смотрятся красный, зелёный, розовый иВ жёлтый цвет.

Светящаяся (люминесцентная) краска на основе люминофора: окрашенное изделие светится вВ темноте, отдавая накопленную энергию солнца. Для В«подзарядкиВ» такой краски достаточно 10–15В минут яркого дневного или искусственного освещения.

Светоотражающая краска начинает светиться при попадании на неё лучей света. ВВ основном используется при обозначении территории, дорожной разметки, светоотражающих элементов иВ знаков. Такая эмаль значительно повышает уровень безопасности на промышленных предприятиях иВ дорогах.

Фосфоресцентная краска содержит активный пигмент — фосфор, опасный для здоровья человека. Фосфорная краска используется для декора автомобилей иВ экстерьеров помещений. ВВ интерьере её стараются не применять, иВ заменяют краской сВ люминофором.

Степень прозрачности

Бесцветные (полупрозрачные) при обычном свете практически не заметны, имеют незначительный белесый оттенок. ВВ темноте краска светится голубым или жёлто-зелёным цветом.

Цветные краски видны при дневном освещении иВ излучают свет вВ темноте. Часто цветная эмаль содержит люминофор иВ флуоресцентный пигмент, что позволяет ей проявить свои свойства под УФ-лучами иВ в полной темноте.

Состав красок иВ наличие специальных компонентов определяется целевым назначением эмали:

  • краска для ПВХ поверхностей иВ пластмассы — содержит полиуретаново-минеральные смолы, улучшающие сцепление материалов;
  • краски для цветов изготавливаются на основе водно-акриловой дисперсии, которая не наносит вред растениям;
  • краска термостойкая для обработки металлических иВ стеклянных поверхностей — содержит полифениловые смолы (максимально допустимое воздействие температуры +500В В°С);
  • краски для водной среды — используется стойкий водоотталкивающий полиуретановый лак.

Сравнительная характеристика светящихся красок разных производителей

Технология изготовления светящихся красок достаточно проста, не требует дорогостоящего оборудования. Поэтому на сегодняшний день производством люминесцентных иВ флуоресцентных эмалей занимается большое количество крупных иВ мелких предприятий. Сравним продукцию некоторых из них:

В  Noxton ЛЮМИNOVATOR Luminofor
люминесцентная краска флуоресцентная краска люминесцентная краска флуоресцентная краска люминесцентная краска
Сфера применения покраска металла, дерева, стекла, пластмассы, цветов, текстиля, для боди-арта покраска металла, дерева, стекла, пластмассы, цветов, текстиля, для боди-арта декоративные работы по бумаге, ткани, штукатурке, природному камню и грунтованному металлу покраска металла, дерева, текстиля, ПВХ
Базовые цвета зелёный, голубой, жёлтый, красный, синий, оранжевый, розовый белый, жёлтый, красный, синий, оранжевый, зелёный, розовый голубой, зелёный, жёлтый, красный, белый светло-салатовый, красный, жёлтый, голубой, фиолетовый
Основа зависит от предназначения краски водорастворимая акриловая основа водостойкая основа акрил
Фасовка 0,5/1/3,5/10 л 50/100 мл 100 мл 250 мл
Расход 12-14 л/м2 (один слой) 100 г на 1-1,5 м2 250 г/м2 10 л/м2
Условия хранения краска для металла: -30 °х+40В В°С; для стекла: -10 °х+40В В°С; от +5В В°С до +30В В°С в защищённом от солнечных лучей месте не более 30В В°С

Как сделать светящуюся краску своими руками

Приготовить красящую смесь можно самостоятельно. Для работы понадобятся следующие компоненты иВ инструменты:

  • люминофор;
  • лак, подходящий под тип покрытия;
  • растворитель для лака;
  • стеклянная или керамическая тара.

Последовательность приготовления светящейся краски:

  1. Лак налить вВ подготовленную тару.
  2. Добавить люминесцентный пигмент. Количество люминофора определит яркость краски иВ насыщенность свечения, показатель колеблется вВ пределах 15–50%. Оптимальная доля пигмента — 30%.
  3. Для того чтобы люминофор лучше распределился, надо добавить вВ состав немного растворителя. Количество растворителя не должно превышать 1% общей массы.
  4. Перемешать краску до однородной консистенции.

По такой технологии получается прозрачная эмаль. При желании, вВ состав можно добавить колер, который придаст нужный оттенок поверхности.

Советы по нанесению люминесцентных красок

Для получения равномерного иВ насыщенного свечения предметов во время окраски надо придерживаться следующих правил:

  1. Поверхность изделия должна быть чистой иВ сухой.
  2. Краску перед применением надо тщательно перемешать, так как частицы люминофора со временем выпадают вВ осадок.
  3. Второй слой краски надо наносить после высыхания первого. Интервал между покрасками должен быть не менее 1–1,5В часа.
  4. Наиболее яркое свечение будет на однотонной белой поверхности, тёмное основание больше поглощает излучаемой энергии, поэтому при окраске некоторых изделий поверхность предварительно рекомендуется обработать белым грунтом.
  5. При работе сВ фосфорными красками надо позаботиться оВ средствах индивидуальной защиты: очках сВ боковыми экранами, перчатках иВ респираторе. Покраску надо выполнять вВ хорошо вентилируемом помещении.

Благодаря уникальным свойствам светящиеся краски нашли применение вВ самых разных сферах, аВ приготовить красящий состав можно самостоятельно — достаточно придерживаться заданных пропорций иВ несложной технологии.

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен

Обсудить

Материалы по теме:

  • Как выбрать цвет краски для интерьера
  • Консультант по цвету: кто это иВ когда нужны его услуги
  • Меловая краска для мебели: преимущества иВ недостатки
  • Пять необычных оттенков для модного интерьера
  • Красим стены вВ белый цвет — советы дизайнеров
  • 10 идей декорирования ступеней лестницы
  • Дизайнерские раковины — частьВ 2
  • Максимализм вВ декоре интерьеров: особенности иВ примеры
  • Что можно сделать из берёзовых стволов, веток иВ бересты

Материалы из сети:

Читайте также

Инструменты для окрашивания кромок, краёв Как выбрать цвет краски для интерьера Минеральное масло: особенности, польза иВ сфера применения Как вымыть малярные валики иВ кисти Как рассчитать количество краски на комнату Как иВ чем промыть краскопульт Как иВ чем покрасить бордюры иВ поребрики Как отбелить древесину вВ домашних условиях Меловая краска для мебели: преимущества иВ недостатки Краска сВ воском для древесины: особенности применения Как и чем разбавить краску для краскопульта Интересные идеи декора стен краской

Специальные предложения

Проакрил — водорастворимая акриловая краска для фасадов и стен. Тара 28кг от 99В руб Купить
Шикрил-Грунт — акриловая грунтовка для шифера и черепицы от 213В руб Купить
КС-Клей — универсальный строительный клей на основе жидкого стекла. Тара 18кг от 35В руб Купить
Нержамет — антикоррозионная краска по металлу «3 в 1». Тара 20кг от 269В руб Купить
Эмаль-60 — полиуретановая краска для бетона от 330 до 370В руб Купить
ПУ Грунт-2К/100 — полиуретановый грунт без растворителя от 390 до 430В руб Купить
Люкс Лак-В Матовый , блеск 7-10% (водный) от 880 до 935В руб Купить

Световозвращающая краска в баллончиках Виды светящихся красок

Светоотражающая краска может не только просто отражать световые лучи, но и накапливать энергию за какое-то время, а затем отдавать ее при отсутствии прямого источника света. Поэтому второе название у краски – «световозвращающая».

Мы расскажем о видах подобных красок, сферах их применения, а также попытаемся сделать светоотражающую краску своими руками.

В чем разница между видами красок

Минералы, окрашенные различными светящимися красками

Вид краски зависит от состава компонентов, которые различаются по принципу действия.

Есть два типа светоотражающих красок:

  • Флуоресцентная.
  • Люминесцентная.

Кварцевый песок, обработанный светоотражающей краской

Важно! Сюда же ошибочно относят светоотражающие краски, покрывающие дорожные знаки, номера на автомобилях. Этот специальный состав, наносимый на тканевые, полимерные или другие основы, работает по принципу катафота. В краску добавляются мелкие уголковые отражатели (эдакие пирамидки), которые возвращают световой поток туда, откуда он пришел. Послесвечением такой состав не обладает.

Теперь давайте рассмотрим, как работает настоящая краска светоотражающая, поговорим о каждом виде отдельно.

Флуоресцентная краска

Тату под ультрафиолетом

Данный вид относится к декоративным лакокрасочным покрытиям, которые применяются в местах, где необходимо повысить отчетливость и дальность видения или усилить декоративный эффект.

Флуоресцентная краска состоит из следующих компонентов:

  1. Акриловая эмульсия.

В зависимости от покрываемых поверхностей она может быть на водно-дисперсионной, алкидно-уретановой, полиуретановой или эпоксидной основе, выступающей в роли связующего вещества.

  1. Флуоресцентный пигмент.

Зеленый флуоресцентный пигмент

Не будем вдаваться в подробности химического состава пигмента, и перегружать статью сложными названиями. Кому интересно, все это можно прочитать на упаковке материала. Скажем проще, он состоит из тонкодисперсионных частиц смол, способных превращать поглощенную часть света в видимое излучение под воздействием ультрафиолета или коротковолновых лучей видимого света.

Цветовая гамма краски

Сам пигмент недостаточно светостоек, его способность к флуоресценции при постоянном воздействии солнечного света значительно падает. Поэтому окрашивать поверхности краской данного вида рекомендуется или внутри зданий, или в теневых местах.

Саму же краску необходимо покрыть сверху прозрачным светостойким лаком, тогда особенности флуоресцентного пигмента сохраняются длительный период.

  1. Наполнитель.

Наполнители для краски

Обычно это органическое вещество, вносимое в состав краски и способное придавать ей тот или иной цвет, а также конвертировать один цвет свечения в другой.  Это могут быть родамин, катионные или кислотные пигменты и прочее.

Важно! Флуоресцентная краска светится только при попадании на нее ультрафиолетовых лучей. Стоит источнику УФ погаснуть, и свечение прекращается.

Схема свечения флуоресцентной краски

У флуоресцентной краски есть и некоторые недостатки:

  • Слабая светостойкость ограничивает сферу применения красок. Добавление специальных поглотителей УФ продлевает срок службы краски, но снижает яркость свечения.
  • В ее состав входят компоненты, имеющие довольно крупные частицы, что не позволяет получить однослойное, ровное глянцевое покрытие.
  • Температура разложения элементов краски – от +150 до +250 градусов, что затрудняет или даже делает невозможным приготовление некоторых видов материала. А значит, уменьшает количество производимого ассортимента.

Люминесцентная краска

Наклейки, обработанные светящейся краской

Этот вид применяется там, где необходимо постоянное свечение в темный период суток на протяжении нескольких часов. Краской обозначают опасные места, декоративно украшают здания и другие поверхности.

В состав люминесцентной краски входят следующие компоненты:

  1. Люминофор – светящийся пигмент, состоящий из оксидов алюминия и активаторов (редкоземельных металлов). В свою очередь он может быть:
  • Негидрофобный, влагостойкий.
  • Универсальный, совместимый с любым лаком.
  • Однородный, обеспечивающий равномерное свечение поверхности.

Люминофор

  1. Прозрачный лак, подходящий к выбранной поверхности. О виде лака расскажет инструкция по применению на упаковке.

Кстати, люминофор является безопасным заменителем некогда очень модной и столь же вредной фосфорной краски. Современный материал  является нетоксичным, не приносящим вреда здоровью человека.

По степени прозрачности люминесцентные составы делятся на:

  • Цветные – в светлое время выглядят, как простые краски, и накапливают энергию. Ночью начинают излучать собственный свет. Цветовая гамма у таких покрытий довольно широка.

Фасад кафе днем и ночью

  • Бесцветные – днем почти не видны, имеют слабо выраженные голубовато-зеленоватые тона. Оттенки ограничены, в темное время светятся лишь голубым или зелено-желтым цветом.

Важно! Люминесцентная краска накапливает в своем составе световую энергию от любого источника света (солнца, искусственного электричества, фонаря, автомобильных фар и прочее), в темное время суток отдает накопленное и отличается мягким автономным свечением на протяжении длительного периода (от 8 до 24 часов).

Если свечение люминофора стало слабее, то «подзарядить» его можно, включив на 10–15 минут искусственное освещение. Этого вполне достаточно, чтобы вернуть материалу прежнюю яркость.

Велосипедная дорожка

Во многих больших городах нашла применение брусчатка, выполненная из бетона, не просто покрашенного светящейся краской сверху, а содержащего люминофор непосредственно в своем составе. Такой искусственный камень обладает особенно длительным сроком использования эффекта свечения.

Целевое назначение красок

Краска для бетонных поверхностей

Для различных окрашиваемых поверхностей в состав красок добавляют специальные компоненты, обеспечивающие лучшую укрывистость, адгезию и долговечность при взаимодействии с данным материалом.

  • Для пластмассы и ПВХ – краска на основе смеси полиуретановых и минеральных смол.
  • По металлу и стеклу – термостойкая эмаль на основе полифениловых смол.
  • По бетону – краска с содержанием высококачественного комплекса полиуретановых смол.
  • Для влажной среды – краска, содержащая полиуретановый лак с высокими водоотталкивающими свойствами.

Безопасная акриловая краска

  • Для ткани, цветов и боди-арта – акриловая краска на водно-дисперсионной основе, не наносящая вред растениям и людям, да и цена данного вида намного ниже.

Сфера применения светоотражающих красок

Область использования светящихся красок довольно широка, они одинаково хорошо проявляют себя на различных поверхностях. Производители выпускают краски как для металла, так и для тела.

Посмотрите, где и как применяют подобные краски:

Для нанесения светящихся полос, знаков и букв на спецодежду, детскую одежду, коляски, рюкзаки и прочее. Светящаяся краска для одежды
При нанесении дорожной разметки. Краска светоотражающая краска светоотражающаяся
Для выделения в целях безопасности участков на велосипедах. Светящаяся краска
При создании интерьера комнат. Интерьер детской
При создании элементов ограждения. Ограждение стоянки
Для декорирования мест общего пользования и развлекательных центров. Декор развлекательного центра
Для украшения мебели. Светоотражающие краски по металлу
Для декорирования посуды. Декор посуды
Для безопасности домашних животных. Краска светоотражающая белая
При декорировании автомобилей. Тюнинг автомобилей
Для создания предметов декора для дома и сада. Садовые светильники своими руками
Краски боди-арт для тела. Краски для тела
Украшение фасадов зданий. Фасад, покрытый светоотражающей краской
Декорирование живых цветов. Цветы при свете и в темноте
В производстве люминесцентных ламп и прочее. Люминесцентные лампы

Можно ли сделать светящуюся краску самому

Как показала практика, сделать светящуюся краску своими руками можно, и она будет почти также ярко и долго светиться, как и изготовленная в заводских условиях.

Приготовление самого светящегося пигмента дома совершенно невозможно, поэтому мы об этом даже говорить не станем. Исходим из того, что сейчас в магазинах можно купить уже полностью готовый состав, который нужно всего лишь смешать с любым лаком.

Офис днем и ночью

Перед тем, как сделать светоотражающую краску, необходимо приобрести хороший пигмент – люминофор, если нужно длительное свечение в темноте, или флуоресцент, если будет использоваться ультрафиолетовое освещение. От качества этого компонента напрямую зависит длительность и яркость свечения.

Итак, вы купили пигмент у надежного производителя и доверяете ему. В зависимости от типа окрашиваемой поверхности, приобрели нужный лак. Еще вам понадобится растворитель для лака и стеклянная или металлическая тара для разведения смеси.

Люминесцентный пигмент голубой

Важно! Оптимальные пропорции для создания краски – 1:3, то есть 1 часть светящегося состава и 3 части лака. Иными словами, для приготовления 1 кг краски вам нужно взять 250 гр. люминофора и 750 гр. лака.

Остальное – дело техники.

  • Наливаем в емкость лак.
  • Засыпаем пигмент.
  • Для лучшего распределения пигмента в смесь добавляем немного лака, но не более 1% от общего веса.
  • Тщательно размешиваем до однородной консистенции (рекомендуется применить миксер или дрель с насадкой).

Перемешивание краски миксером

  • По такой методике получается эмаль прозрачного цвета, которая при свете почти не видна, а в темноте будет светиться стандартным цветом – голубым или зелено-желтым.
  • Чтобы сделать свечение разноцветным, нужно добавить соответствующий колер. В зависимости от оттенка наполнителя получается эмаль разных цветов: желтая, оранжевая, розовая, синяя, изумрудная и прочее.

Средства индивидуальной защиты

Вот и все, краска готова, можете применять ее по назначению. Да, не забудьте перед приготовлением состава воспользоваться индивидуальными средствами защиты: резиновыми перчатками, очками, респиратором.

Пигмент довольно летуч, и в этом состоянии вреден. Он  может попасть в дыхательные пути или в глаза, что недопустимо. Руки от воздействия лака тоже могут пострадать. После нанесения и высыхания краска становится совершенно безвредной.

Краска светящаяся желтая

Требования к покрываемой поверхности те же самые, что и при нанесении обычных красок:

  • Отсутствие трещин, сколов и других дефектов.
  • Гладкое и ровное основание.
  • Светлый или лучше белый грунт, так как темная поверхность поглотит часть излучаемой энергии, и свечение будет тусклым. Кроме того, грунтовка обеспечит лучшее сцепление краски с поверхностью.

Заключение

Светящийся интерьер

Теперь вы знаете, как сделать светоотражающую краску, и что это не сложно, если придерживаться технологии изготовления. Наградой будет ее изумительное и завораживающее свечение в темный период.

На представленных фото вы уже видели, какое волшебство можно совершить с помощью этих красок. Советуем еще посмотреть более подробное и наглядное видео в этой статье.

Флуоресцентная краска – дисперсионный состав, который способен светиться под воздействием ультрафиолетовых лучей. Наиболее эффектно окрашенные элементы выглядят в темноте. Используют светящиеся составы для окрашивания разных поверхностей, нанесения рисунков на предметы интерьера и экстерьера и даже для боди-арта. Сейчас в продаже есть бесцветные и «видимые» флуоресцентные краски различных цветов. Кроме того, такой необычный материал можно изготовить своими руками, сэкономив на покупке.

Что такое флуоресцентная краска и как она «работает»?

Данный красящий состав получил свои свойства от специального пигмента, способного флуоресцировать при попадании на него УФ-излучения. Он поглощает ультрафиолет, преобразует его и отдает уже лучи видимой части спектра. Пигмент этот представляет собой полимерную дисперсию, в которой мельчайшие частички полимера покрыты флуоресцирующей субстанцией – флуорофором. Чаще всего в качестве флуорофора выступают родамины и производные аминонафталимида. Они нетоксичны и полностью безопасны при применении внутри помещений.

На заметку! Флуоресцентные и люминесцентные краски – это разные материалы. Флуоресцентные покрытия только отражают направленные на них лучи света, а люминесцентные способны поглощать световую энергию днем и отдавать ее позже, светясь даже в полной темноте.

Флуоресцентная краска проявляет свои свойства при попадании на нее УФ-лучей

Интересно, что светятся флуоресцентные красители и днем, но в темноте свечение становится в 2–3 раза ярче. Поэтому их применяют в основном для «ночного» декора и разметки. А чтобы разрисованные поверхности красиво выглядели и в светлое время суток, можно использовать окрашенные флуоресцирующие краски. Они могут иметь белый, голубой, синий, зеленый, коричневый, красный, оранжевый и другие цвета. Прозрачные составы днем почти незаметны.

Где применяются флуоресцирующие краски

Материал используют для декора внутренних и наружных поверхностей зданий. Также с помощью светящейся эмали легко своими руками декорировать любой предмет, создав неповторимое украшение для своего дома или подарок другу. Имея художественный талант, флуоресцентной краской можно нарисовать уникальную картину, которая украсит внутреннюю стену или фасад. Чаще всего такие решения применяют в декоре ночных заведений – клубов, ресторанов и т.п.

Флуоресцентные картины могут стать «изюминкой» интерьера

При этом «подсветить» можно практически что угодно. Различные виды флуоресцентных ЛКМ подходят для окрашивания:

  • металла (автомобильных кузовов и дисков, дорожных знаков, декоративных и художественных предметов);
  • ткани (одежды, рекламных изделий и текстильных сувениров);
  • стекла и керамики (посуды, витражей, керамической плитки);
  • человеческого тела (боди-арт) и живых растений;
  • дерева (ограждений, беседок, окон, дверей);
  • камня и бетона (стен, лестниц, дорожек, облицовки фасадов);
  • пластика (полипропиленовых, полистирольных, поликарбонатных и ПВХ изделий).

Внимание! Перед тем как сделать светящийся рисунок на любой поверхности, нужно убедиться, что выбранная краска для нее подходит. К примеру, для боди-арта можно использовать только безопасные акриловые дисперсии на водной основе.

Для боди-арта используют безопасные составы на водной основе

Характеристики флуоресцентных ЛКМ

Кроме необычной способности светиться, такая краска имеет и другие особенности. Важнейшие из них:

  • Низкая светостойкость. Флуоресцентные красители довольно быстро выгорают под воздействием света (особенно при наружном использовании). Чтобы защитить пигменты от выгорания, в состав дисперсии вводят специальный модификатор, поглощающий УФ-лучи. Или же готовое покрытие можно просто покрыть сверху прозрачным лаком. Но в обоих случаях снижается яркость свечения рисунка.

    На заметку! Особо неустойчивой флуоресцентная краска становится после самостоятельной колеровки. Поэтому если очень важна долговечность покрытия, лучше приобрести готовый цветной материал.

Каждый вид флуоресцирующих ЛКМ имеет свои особенности и характеристики
  • Зернистость. Поскольку зерна пигмента довольно крупные, они не позволяют получить тонкое глянцевое покрытие. Для решения данной проблемы краску наносят в два слоя или покрывают лаком.
  • Термическая нестабильность. Флуоресцирующие ЛКМ начинают разлагаться уже при +150…250 °С. При этом они теряют способность к свечению.

Виды и назначение красок со светящимся эффектом

На сегодняшний день на рынке имеется несколько групп флуоресцентных красок разного состава:

  1. Акриловые эмали для интерьерных работ. Состоят из акриловой основы и светящихся пигментов разных цветов. Такие краски можно смешивать, чтобы своими руками добиться нужного оттенка. Акриловые дисперсии отлично наносятся на гипсокартон, штукатурку и дерево, но плохо подходят для окрашивания металла и пластика.
  2. Акриловые эмали для фасадных работ. Имеют повышенную устойчивость к атмосферным воздействиям, а также стойкость к истиранию и водоотталкивающие свойства. Готовые покрытия прекрасно моются даже с применением чистящих и дезинфицирующих средств, но сами при этом не мешают стенам «дышать». Краски этого типа наносят на бетон, камень, кирпич, оцинкованный металл, пластик, дерево.
  3. Универсальные аэрозольные уретан-алкидные краски в баллончиках. Такие материалы можно использовать как для внутренних, так и для наружных работ. Они позволяют получить прочное, устойчивое к неблагоприятным условиям покрытие на стекле, древесине, штукатурке и пластике.

Правила и технология нанесения

В зависимости от рельефа и размера окрашиваемой поверхности, для нанесения краски флуоресцентной используют кисть, валик, тампон, краскопульт. Эмульсию также можно просто налить на нужный участок, а если окрашиваемый предмет небольшой – окунуть его в банку. Флуоресцентные аэрозольные краски распыляют непосредственно из баллончика.

В любом случае, при нанесении материала придерживаются таких рекомендаций:

  • Очищают основание под покраску от пыли и грязи, например, промывают водой с мылом или содой, а затем хорошо просушивают.
  • Тщательно размешивают краску перед применением. Эмульсию на водной основе надо немного разбавить (для этого в нее добавляют до 10% воды). Аэрозольный баллончик перед распылением взбалтывают около двух минут.
Перед началом работ, флуоресцентную краску необходимо перемешать
  • Работают при температуре от +5 °С.
  • Наносят материал в два–три тонких слоя. Для получения ровного покрытия, кистью и валиком двигают сначала в одном направлении, а потом перпендикулярно. Аэрозольную краску распыляют плавными движениями с расстояния 30 см.

    На заметку! Чтобы создать своими руками светящийся рисунок, удобно использовать трафареты или штампы. Если нужна более сложная картина, ее сначала рисуют карандашом, а уже потом раскрашивают.

  • Каждому слою дают время высохнуть в течение 3–3,5 часов (при температуре около 20 °С).
  • После нанесения последнего слоя оставляют окрашенную поверхность до полного высыхания (это займет примерно 24 часа).

Самостоятельное изготовление

Светящуюся эмаль можно приготовить своими руками. Для этого понадобятся два компонента:

  1. Прозрачный акриловый лак (обязательно в банке, аэрозольный не подойдет).
  2. Флуоресцентный порошок. Не «чистый» флуорофор, который очень дорогой, а готовый пигмент на полимерной основе. Его можно приобрести в специализированных магазинах и интернете.
Компоненты для самостоятельного приготовления флуоресцентной краски

Для получения красящего состава пигмент засыпают в акриловую основу и тщательно перемешивают. Во время окрашивания эмульсию также нужно часто размешивать.

Лучше сразу подобрать флуоресцентный порошок нужного цвета, чем брать прозрачный светящийся пигмент и дополнительно его колеровать. Колеровка ухудшает свечение.

Перед тем как сделать светящийся материал в домашних условиях, стоит убедиться, что это действительно необходимо. Дело в том, что флуоресцентный пигмент довольно дорогой, и его выгодно покупать только для приготовления большого объема эмульсии одного цвета.

Флуоресцентный порошок — достаточно дорогой материал, поэтому в большинстве случаев выгоднее приобрести уже готовую краску

Если же флуоресцентная краска нужна в небольшом количестве, но в разных цветах, лучше купить ее в готовом виде. Особенно хороша для этой цели аэрозольная форма – даже если материал не используется весь сразу, он отлично сохранится в баллончике до следующего момента вдохновения. И тогда в любое время можно будет реализовать новую идею по созданию светящегося предмета или рисунка.

    image Хочу сделать картину-ночник. Нарисовать такую можно флуоресцентными красками. Еще говорят флюоресцентные красами, кому как нравится. У меня есть акрил и гуашь, соответственно рисунка будет 2. Такие краски продаются как наборами, так и поштучно. image Их отличительной особенностью от других красок являются ярко-кислотные оттенки при дневном освещении, так что сюжет для картины лучше выбирать не из классической живописи. В темноте с флуоресцентными красками происходит невероятная метаморфоза. Но об этом чуть позже. Кроме того бывают флуоресцентная тушь и фломастеры, которыми также можно рисовать, добиваясь аналогичного эффекта. image Начнем с акриловых красок. Ими можно рисовать на разных нежирных поверхностях. Бумагу лучше не использовать, поскольку она не выдерживает тяжесть краски, в крайнем случае берется специальный картон толщиной 3 мм. для акриловой и масляной живописи. Я буду рисовать на загрунтованном холсте, натянутом на подрамник, размером 30х40 см. image Немного теории про акрил. Акриловые краски, которые предназначены для рисования, не токсичны, не имеют резкого запаха, сохнут довольно быстро, при высыхании немного темнеют, делаются на водной основе. Пока краска не высохла, она прекрасно растворяется в воде, а после высыхания ее практически невозможно удалить с поверхности. Для акриловых красок не нужны дополнительные растворители и разбавители, за исключением некоторых техник рисования. Краски светостойкие, то есть не выгорают на солнце, поэтому дополнительная защита готовой работы лаком не требуется. Краска хорошо ложатся на поверхность для рисования и, в основном, хорошо ее укрывают. Для рисования акриловыми красками лучше всего подходят жесткие синтетические кисти. image Флуоресцентные краски, в том числе и акриловые, хорошо смешиваются между собой, что позволяет создавать разные оттенки. Чисто теоретически их также можно смешивать и с матовыми красками, но по моему личному опыту лучше этого не делать, за исключением подмешивания белой флуоресцентной краски в матовые краски пастельных цветов для создания светлых пятен на полотне. Позже покажу почему. А сейчас я как раз наношу фоновый слой из смеси матовой краски цвета «розовая пудра» с белой флуоресцентной. image Белая флуоресцентная краска полупрозрачна, она не только высветляет оттенки красок, к которым подмешивается, но и забирает их укрывистось. Соответственно для получения непрозрачного цветового участка нужно нанести на полотно несколько слоев смеси. Также белой краской можно высветлять другие оттенки в лессированной технике, то есть ее нанесением поверх цветной краски. После высыхания фонового слоя под копирку переношу контуры рисунка на холст. Силуэтных рисунков в интернете невероятное множество. Я выбрала романтичную парочку под зонтиком. Еще силуэтный рисунок можно банально вырезать, приложить к холсту и обвести по контуру карандашом. О других способах переноса контуров на поверхность для рисования можно прочитать тут. image Теперь мне нужно защитить контуры изображения от попадания на них других красок. Для этого я использую маскирующую жидкость. Вообще она предназначена для рисования акварельными красками на бумаге. Это латексный раствор, который при высыхании образует пленку на поверхности, которая потом легко удаляется рукой или ластиком. Просто в акварели не принято использовать белую краску и чтобы оставить некоторые участки рисунка нетронутыми, например блики, их покрывают маской. image Маскирующая жидкость наносится на поверхность толстым слоем. В связи с тем, что она быстро застывает, для нее лучше взять отдельную кисть, либо работать быстро и сразу после завершения работы промыть кисть теплой проточной водой с мылом или с жидкостью для мытья посуды. Маска высохла. Дальше в ход идут разноцветные флуоресцентные краски. Ими можно рисовать в разных техниках, как обычным акрилом — наносить и густые пастозные мазки, и совсем жидкие, сильно разбавленные водой. В данном случае я выбрала технику «мокрым по мокрому» для получения акварельного эффекта. Смачиваю поверхность холста водой из пульверизатора с очень тонкой струей распыления, прикрывая рукой силуэтный рисунок. Поочередно выкладываю краски разных цветов на палитру и смоченной в воде кистью наношу их на холст. Над холстом у меня лежит линейка для приблизительно одинакового распределения красок разных цветов. Вначале идет лимонная краска по центру, потом, продвигаясь к левому краю полотна – оранжевая, красная светлая и карминовая. Затем в правую сторону от лимонной идет зеленая светлая, голубая и фиолетовая. Флуоресцентные краски относятся к категории светящихся красок наряду с фосфоресцентными и люминесцентными, которые способны накапливать свет и некоторое время излучать его в темноте. Фосфоресцентные краски применяются в основном в технических целях, поскольку фосфор, входящий в их состав, является небезопасным для человеческого здоровья. Ими делают дорожную разметку, окрашивают разные знаки и указатели, а также стрелки и цифры некоторых часов. Люминесцентными красками можно рисовать. Об особенностях рисования люминесцентными красками на нашем сайте скоро будет опубликована отдельная статья. Максимальный эффект свечения флуоресцентных красок достигается под воздействием ультрафиолета, благодаря наличию в их составе специальных органических веществ с флуорофором – фрагментом молекулы, которая придает веществу светящиеся свойства. Наиболее распространенными веществами, способными к флуоресценции, являются: хинин, флуоресцеин, эозин и родамин. Флуоресценция – это физический процесс. При обычных условиях, когда свет попадает на любую поверхность, он частично поглощается, а частично отражается. Причем отражается только луч того света видимого спектра, какой соответствует цвету окрашенной поверхности. Этот отраженный свет, попадая нам в глаза, стимулирует работу фоторецепторов в результате чего мы видим, в какой цвет окрашена поверхность. Но если предмет или объект содержит флуоресцентные молекулы, они возбуждаются от попадания на них ультрафиолетового излучения, которое человеческий глаз не видит, и сами начинают испускать энергию. При этом частичный расход энергии во время поглощения приводит к увеличению длины волны при испускании, в результате чего цвет светового луча смещается в сторону видимого спектра, который наш мозг через глаза воспринимает как яркий цвет. После нанесения краски, пока она не начала подсыхать, опять вспрыскиваю поверхность водой и слегка приподнимаю верхний край за подрамник, чтобы жидкие краски равномерно распределилась по холсту. Они стекают вниз, а на границе двух цветов смешиваются между собой, образуя плавные переходы. Пока потеки краски на контурном рисунке жидкие, удаляю их влажным бумажным полотенцем и опять жду полного высыхания красочного слоя. Даже в очень жидком состоянии флуоресцентный акрил почти не потерял свою яркость Убираю с холста застывшую маскирующую жидкость, она тут больше не нужна. Как видите, маска, хоть и предназначена для нанесения на бумагу, прекрасно выполняет свою функцию и легко отделяется от загрунтованного холста, не оставляя следов. Закрашиваю силуэты героев черным цветом. Черной флуоресцентной краски не бывает вообще, ни в наборах, ни поштучно. Если в рисунке нужен черный цвет, используется обыкновенная черная краска, у меня матовая. Круглой кистью № 0 обвожу границы силуэтов, а кистью № 2 закрашиваю внутреннюю часть. Слегка подправляю остатки розового фона, а по краям сухой губкой наношу на холст небольшое количество желтой и зеленой краски в замесе с белой. По-моему в дождливом сюжете не хватает дождя. Обычно в рисовании он изображается белым, серым или голубым. У меня будет светло-голубой дождь. На палитре высветляю голубую краску белой и лайнерной кистью по всей поверхности полотна, включая силуэты, рисую тонкие прерывистые линии разной длины в хаотичном порядке, но приблизительно в одном направлении, как наклонен зонтик. На холсте лежит линейка. Конечно же, кистью под линейку не рисуют. Она выполняет роль направляющей для косого дождя. Ну и давайте я еще быстренько сделаю рисунок гуашью, только теперь на черном фоне, а потом мы проанализируем оба вида флуоресцентных красок. Самое основное, что нужно знать про гуашь в рисовании, так это то, что краска не токсичная, без запаха, быстро сохнет и хорошо растворяется в воде. Ею, в отличие от акриловой краски, можно рисовать на бумаге плотностью не менее 180 г/м2, иначе бумага идет волнами от воды. Кисти – такая же синтетика, как и для акрила, но лучше немного помягче. Еще, чтобы бумагу не сильно коробило, ее лучше по краям прикрепить малярным скотчем к столу или планшету для рисования. Как раз на бумаге плотностью 180 г/м2 я и рисую. Формат бумаги стандартный А4. Контурный рисунок я скачала в интернете и уже нанесла на бумагу. Теперь просто прорисовываю детали объекта. Это будет хамелеон – животное, способное менять окраску. Кожа хамелеона состоит из роговых чешуек. Их границы я прорисовываю черной или затемненной краской. Внутри некоторых чешуек я использую 2-3 оттенка одного тона. Гуашь, как акварель, высветляется водой. Так же ее можно высветлить белой краской. Но слишком сильно выбеливать краски я не советую, потому что гуашь, опять же в отличие от акрила, после высыхания и так светлеет. Затемнить цвета потом очень сложно, поэтому гуашью принято рисовать по принципы – от темного к светлому. А вот темный участок, после высыхания, легко перекрывается светлой краской. Можно сказать, что гуашь – это что-то среднее между акрилом и акварелью. В некоторых чешуйках я использую пары соседних спектральных цветов: желтый с оранжевым или с зеленым, синий с зеленым или с фиолетовым и красный с фиолетовым. Рептилия нарисована. Правда я на нее потратила чуть больше времени, чем планировала. Сейчас я работаю над черным фоном. По мере приближения к краям листа бумаги, понемногу отклеиваю скотч. Обычно на рисунках, сделанные гуашью, которые вставляются в раму, край остается не закрашенным и его не видно под рамкой. Но по моей задумке все участки будут видны. После высыхания черная гуашь также светлеет. Чтобы добиться полной темноты, нужен еще один слой краски. Еще одна особенность гуаши состоит в том, что эта краска боится воды даже после высыхания. С одной стороны это хорошо, поскольку засохшими в банке красками можно продолжать пользоваться, как акварельными. А с другой стороны это плохо, потому что надо позаботиться о защите готового рисунка. Даже влажные руки способны нанести непоправимый вред работе. Я знаю, что некоторые используют фиксативы, предназначенные для пастели. Я обычно защищаю гуашь стеклом, просто вставляю рисунки в фоторамки. Давайте теперь проверим, как будет работать картина-ночник в темноте! Выключаю свет и… Ничего не происходит. В полной темноте флуоресцентные краски не работают. Как я уже сказала, им нужен ультрафиолет. Естественными источниками ультрафиолетового излучения являются Солнце, звезды, туманности и другие космические объекты. Лучи ультрафиолета бывают 3-х типов – А, В и С, в зависимости от длины волны. Только длинноволновая часть ультрафиолетового излучения типа А и В достигает земной поверхности, большая ее часть не пропускается озоновым слоем атмосферы. Обычные лампы бытовых осветительных приборов также излучают ультрафиолет типа А, но в очень малых дозах. Причем чем холоднее свет, тем флуоресцентные краски кажутся нам ярче, правда незначительно. Сравните сами: — теплый желтоватый свет — белый свет, приближенный к дневному солнечному — холодный голубоватый свет. И все же, для проявления всей прелести флуоресцентных красок, нужна темнота. А еще нужна ультрафиолетовая лампа. Бытовые УФ-лампы бывают разных видов, в зависимости от их предназначения. В частности у меня есть: лечебная лампа, фито-лампа для растений, лампа для маникюра, а так же для тусовок и вечеринок. Еще бывают лампы для кварцевания, для очистки воды, для обогрева террариумов, для загара, для проверки документов и банкнот. У этих ламп разный световой поток и разная длина ультрафиолетовой волны. Некоторые из них, при длительном воздействии, вредны для здоровья. Чтобы подсвечивать картины, выбирайте лампы для вечеринок с приглушенным световым потоком и смещенным спектром ультрафиолетового излучения, которые не сильно раздражают глаза, но при постоянной работе, может вызвать фотостарение кожи и атрофию подкожной жировой ткани. Так что, я не рекомендую размещать такую картину-ночник в спальне, особенно в детской, а УФ-светильник лучше направлять на стену с картиной, а не в цент помещения, где она висит. Вот так выглядят картины, нарисованные флуоресцентными красками, в ультрафиолете. Касательно прорисовки светлого фона для картины. Смотрите, обычные краски в ультрафиолете выглядят очень темными, даже пастельные оттенки. А вот добавление белой флуоресцентной краски позволяет высветлять фон. При этом, обратите внимание, на то, что все оттенки становятся холоднее, будто мы добавляем в них светло-фиолетовую краску. Еще хочу внести ясность по поводу способности стекла защищать от воздействия ультрафиолета. Обыкновенное стекло не пропускает излучение типа В – это то излучение, которое придает нашей коже загар. Для дополнительной защиты от лучей типа А нужно специальное стекло, как в солнцезащитных очках. Это я к тому, что поверхность картины, нарисованной флуоресцентными красками, можно спокойно защищать стеклом. И в качестве бонуса тем, кто терпеливо дочитал мою жутко нудную лекцию по физике до этого момента, расскажу, как сделать имитацию ультрафиолетовой лампы в домашних условиях на примере карманного фонарик. Лучше, если это будет белый холодный свет, который содержит больше сине-фиолетовых лучей. На фонарик наклеиваю прозрачный скотч и закрашиваю его синим фломастером. Сверху опять наклеиваю скотч и закрашиваю его фиолетовым фломастером. Затем еще один синий, снова фиолетовый и т. д. Пигмент плохо наносится на пленку, поэтому чем больше будет слоев, тем лучше. Таким образом получается темно-фиолетовый полупрозрачный фильтр, который при попадании на него белого света от фонарика будет поглощать все лучи видимого спектра, кроме фиолетовых. В самом конце наклеиваю последний кусочек скотча, чтобы перекрыть фломастер и не пачкать руки. Только не ждите чуда! Фонарик способен лишь подсвечивать картины сине-фиолетовым цветом, создавая иллюзию ультрафиолета и немного меняя оттенки красок. Он не превращается в детектор валют. Водяные знаки на гривневой купюре не просвечиваются фонариком, в отличие от UV лампы.

    Как рисовать флуоресцентными красками

    —> Назад

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    4,8
    Материал подготовил
    Максим Коновалов
    Наш эксперт
    Написано статей
    127
    А как считаете Вы?
    Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
    ли со статьей или есть что добавить?
    Добавить комментарий